Невозвратный тариф — это тариф, при котором отель не возвращает деньги за бронирование, если гость отменяет поездку по личным причинам. Сейчас в гостиничном бизнесе нет четких правил для таких тарифов в отличие от авиа- и ж/д-перевозок.
В июне 2025 года президент РФ подписал закон, который дает правительству больше полномочий регулировать невозвратные тарифы в отелях, но конкретики не появилось. Пока изменения не внесены в постановление, в статье рассказываем, что такое невозвратные тарифы и как правильно их использовать сейчас.
Это специальный тариф, особенности которого — более низкая цена, 100%-ная предоплата и определенные правила аннуляции. Он не подлежит возврату при отмене бронирования — сумма гостю не возвращается или возвращается, но частично.
Каждая гостиница может устанавливать свои правила для таких тарифов, но они должны соответствовать законодательству.
1. Что включено в цену номера. Например, завтрак, Wi-Fi, бассейн.
2. За что придется платить отдельно. В правилах перечислить все платные услуги, например, мини-бар, парковка, спа, прачечная, экскурсии.
3. Сведения о форме и порядке оплаты услуг.
— Когда платить: при заселении, бронировании или после.
4. Правила бронирования и отмены.
— Как забронировать: онлайн, по телефону. — Можно ли отменить или перенести даты. — Важно! Сколько денег удержат при отмене или если гость не приедет.
5. Сроки проживания и заселение.
— Минимум или максимум ночей. — Можно ли снять номер на одну ночь. — Есть ли ограничения.
6. Указать время заезда и выезда.
— Со скольки часов можно получить ключи, например, с 14:00. — До скольки часов нужно освободить номер, например, до 12:00.
7. Как проходит заселение.
— Документы. — Можно ли заехать раньше или выехать позже, и сколько это стоит.
Гость должен сразу видеть, что он получает за свои деньги, какие траты его ждут дополнительно, и как действовать при бронировании или изменении планов. Это снижает конфликты и недопонимание.
Условия невозвратного тарифа отеля Tulip Inn 3*: полная предоплата, и при изменении дат проживания или отмене бронирования сумма не возвращается
Условия, при которых деньги возвращаются гостю
По аналогии возврата с авиа- и ж/д-перевозками отель идет навстречу гостю и возвращает деньги:
1. Если случился форс-мажор и есть подтверждающие документы.
2. Болезнь гостя — нужно подтвердить медицинскими документами.
Отельеры тоже ждут легализации невозвратных тарифов. Вот что говорили разные отельеры в чате TL: Беседка об условиях, когда они возвращают деньги гостю:
Пока нет четких требований закона, каждый отель сам устанавливает правила работы с отменами
Хочу обратить внимание, что некоторые коллеги-отельеры возвращают денежные средства полностью, даже если понимают, что у них есть право на удержание, что, несомненно, увеличивает лояльность гостей.
При этом, на мой взгляд, стоит подчеркнуть, что это ваш выбор. Это может быть и медицинская справка, и иные документы, подтверждающие невозможность приезда, например, сложности с логистикой к месту отдыха.
Зачем нужны невозвратные тарифы отелям
Гость получает скидку, если бронирует номер по невозвратному тарифу, но при этом рискует потерять деньги, если решит отменить поездку. А для отеля такие тарифы дают ряд преимуществ.
Снижение рисков от незаездов и поздних отмен
Невозвратный тариф дает отелю возможность сохранить деньги за номер независимо от того, приедет гость или нет: если гости не приезжают или отменяют бронь в последний момент, отель несет убытки.
Повышение предсказуемости загрузки
Полученная предоплата позволяет отелю более точно прогнозировать загрузку и доходность на определенные даты, что важно для планирования ресурсов персонала и закупки.
Улучшение Cash Flow
Это движение денежных средств, то есть поступление и расходы денег в отеле. Предоплата обеспечивает отель деньгами заранее, что положительно сказывается на финансовых потоках.
Снижение операционных издержек
Меньше транзакций по возвратам средств и меньше времени сотрудников на обработку отмен.
Суть невозвратного тарифа — получение денег отелем заранее и они не возвращаются гостю. Если предоплаты (гарантии) нет, то и удерживать отелю при отмене брони нечего. Обо всем по порядку.
Гарантированное бронирование
Вид бронирования, при котором гостиница ожидает гостя до расчетного часа дня, следующего за днем запланированного заезда. А предоплата — это конкретный способ создания этих гарантий.
Гость может оплатить свое проживание частично или полностью до даты заезда, а отель будет гарантировать, что номер гостя будет за ним закреплен.
Способы гарантированного бронирования: — банковской картой на сайте; — картой по ссылке; — оплата брони частями; — СБП — Система быстрых платежей; — и другие.
По закону в случае незаезда гостя отель может отменить бронирование и взять с него плату за первый день, если: — гость отменил позже, чем предусмотрено правилами отеля и подтверждением бронирования; — гость опоздал более, чем на сутки; — гость не приехал и не предупредил.
Согласно п. 15 постановления Правительства Р Ф от 09.10.2015 № 1085, при гарантированном бронировании отель вправе удержать стоимость не более 1 суток проживания в случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда. Остальные деньги нужно вернуть гостю.
Невозвратный тариф юридически не закреплен на сегодняшний день. Термин применяется только в среде отельеров, а по сути им может являться лишь гарантированное бронирование.
1. Выбирая этот вид бронирования, гость должен понимать риск потери денег при изменении планов, если он соглашается с правилами невозврата денег, например, ради более низкой цены.
2. Юридически подкованный гость может оспорить удержание 100%-ной оплаты через суд. Исход спора скорее всего будет в пользу гостя.
Если гость отменил бронирование, по закону отель с него может удержать сумму только за первые сутки проживания.
Чтобы получить бóльшую сумму, отели могут попробовать вернуть средства за понесенные отелем расходы. Однако, эти условия нужно прописать в договоре. Если дело дойдет до суда, то отелю нужно будет доказать, что в стоимость номера входят перечисленные расходы. Пока этот вариант крайне редко распространен на практике.
При бронировании гость должен обязательно увидеть условия отмены — сколько он заплатит за простой номера, если отменит бронь.
Негарантированное бронирование
Это вид бронирования, при котором гостиница ожидает гостя до определенного часа, установленного исполнителем, в день заезда, после чего бронирование аннулируется.
Гость ничего не платит заранее. Он выбирает оплату «при заселении» или «гарантию банковской картой». Гость может отменить бронь в любой момент. Отели относятся к таким бронированиям с осторожностью, так как часто гости не приезжают, и номер простаивает.
Чтобы избежать потерь из-за простоя номера, настройте автоматическую отправку гостю письма с предложением внести предоплату за 3 дня до заезда через личный кабинет TravelLine. Данный способ оплаты работает через эквайринг нашего партнера Комфорт Букинг.
А еще можно настроить оплату брони двумя частями. Первым этапом гость оплачивает одни сутки проживания на последнем шаге бронирования. Вторым — оставшуюся сумму по ссылке из письма за несколько дней до заезда.
Почему гости предпочитают гарантированное бронирование
На это есть четыре причины:
1. Номер будет ждать гостя до конца первых суток заезда, даже если гость приедет ночью.
2. Гарантированное бронирование, особенно с полной оплатой, фиксирует самую крупную статью расходов в поездке, и нет риска отказа банковской карты при оплате.
3. Когда гость заранее оплачивает бронирование, он воспринимает это как завершенное дело и меньше переживает, например, «А вдруг не будет номера?» или «А вдруг что-то пойдет не так?».
4. Он может спокойно сосредоточиться на отдыхе или работе, не думая о неоплаченных счетах.
“
После брони с предоплатой забываю про поиск жилья. Не надо помнить про оплату на месте, бояться, что карту не примут. Приехала — ключи в руки и заселяться. Идеально!
Анна Грицкевич Путешествует пять раз в год
Законно ли вводить невозвратные тарифы
Сейчас невозвратные тарифы в гостиничной сфере — это распространенная практика без четкой правовой базы, регламентированных условий возврата, при которых деньги гостю не возвращаются, или при которых наступает ответственность сторон.
Гости могут оспаривать решение отеля о невозврате денег. Будущий законопроект должен поменять правила игры.
Предварительные условия, при которых средства за невозвратный тариф должны быть возвращены гостю.
Данные собрали в более ранних версиях законопроекта и общепринятые в подобных регулированиях в авиа- и ж/д-перевозок.
1. Болезнь гостя. Для подтверждения потребуется официальная медицинская справка из лечебного учреждения, подтверждающая заболевание и невозможности путешествовать.
2. Форс-мажорные ситуации.
— Смерть гостя. Для подтверждения потребуется свидетельства о смерти.
— Тяжелая болезнь ближайшего родственника гостя, требующая его немедленного присутствия и ухода. Подтверждение — медицинские документы.
— Смерть близкого родственника гостя. Вероятно, что будет применяться стандартное определение ближайших родственников. Ключевой момент — родственник должен быть включен в данное бронирование. Для подтверждения потребуется свидетельство о смерти родственника.
— Призыв на военную службу или мобилизация гостя. Подтверждение — официальный документ о призыве из военкомата.
— Судебные решения, обязывающие туриста присутствовать в определенном месте в даты поездки. Подтверждение — судебная повестка или решение.
— И другие случаи.
! Окончательный юридически обязательный перечень форс-мажорных обстоятельств и условий и точный перечень требуемых документов по каждому случаю будет утвержден Минэкономразвития РФ.
Что можно сделать сейчас
Пока ждем новый закон, обезопасить и упростить работу с невозвратными тарифами в отелях можно так:
1. Прописать условия невозвратного тарифа в договоре с гостем и правилах проживания. При бронировании гость должен обязательно увидеть условия отмены — сколько он заплатит за простой номера, если отменит бронь.
Отель «Алгоритм» дополнительно указывает условия невозвратного тарифа в разделе «Спецпредложения» на сайте
***
В России пока нет официального закона, который полностью разрешает невозвратные тарифы в отелях. Сейчас рискованно брать полную оплату вперед — закон ограничивает удержание денег максимум за один день проживания. Когда новые правила вступят в силу, невозвратные тарифы станут законным и удобным инструментом для отелей и гостей.
Работайте с нами
Чтобы работать с инструментами TravelLine, оставляйте заявку, и мы с вами свяжемся.
Упоминая в этой публикации Meta, Facebook и Instagram, сообщаем, что они признаны экстремистскими организациями и их деятельность запрещена на территории РФ.
Первым читайте статьи об онлайн-продажах, рабочих инструментах отельера и работе с инструментами TravelLine.
Будем отправлять свежие статьи от экспертов прямо в день выхода, а вы легко их прочтете на любом устройстве.
Подпишитесь на рассылку сейчас и получите подборку статей по работе с соцсетями.
Подпишитесь на блог
и получите подборку статей по работе с соцсетями.