06 августа 2025


Невозвратный тариф в отеле

Невозвратный тариф в отеле
Невозвратный тариф — это тариф, при котором отель не возвращает деньги за бронирование, если гость отменяет поездку по личным причинам. Сейчас в гостиничном бизнесе нет четких правил для таких тарифов в отличие от авиа- и ж/д-перевозок.

В июне 2025 года президент РФ подписал закон, который дает правительству больше полномочий регулировать невозвратные тарифы в отелях, но конкретики не появилось. Пока изменения не внесены в постановление, в статье рассказываем, что такое невозвратные тарифы и как правильно их использовать сейчас.

  1. Что такое невозвратный тариф в отеле.
  2. Условия, при которых деньги возвращаются гостю.
  3. Зачем нужны невозвратные тарифы отелям.
  4. Виды бронирования.
  5. Почему гости предпочитают гарантированное бронирование.
  6. Законно ли вводить невозвратные тарифы.

Что такое невозвратный тариф в отеле

Это специальный тариф, особенности которого — более низкая цена, 100%-ная предоплата и определенные правила аннуляции. Он не подлежит возврату при отмене бронирования — сумма гостю не возвращается или возвращается, но частично.

Каждая гостиница может устанавливать свои правила для таких тарифов, но они должны соответствовать законодательству.

Как выбрать правило аннуляции для тарифа

Что должно быть по закону

  • 1. Что включено в цену номера. Например, завтрак, Wi-Fi, бассейн.

  • 2. За что придется платить отдельно. В правилах перечислить все платные услуги, например, мини-бар, парковка, спа, прачечная, экскурсии.

  • 3. Сведения о форме и порядке оплаты услуг.
— Когда платить: при заселении, бронировании или после.

  • 4. Правила бронирования и отмены.
— Как забронировать: онлайн, по телефону.
— Можно ли отменить или перенести даты.
— Важно! Сколько денег удержат при отмене или если гость не приедет.

  • 5. Сроки проживания и заселение.
— Минимум или максимум ночей.
— Можно ли снять номер на одну ночь.
— Есть ли ограничения.

  • 6. Указать время заезда и выезда.
— Со скольки часов можно получить ключи, например, с 14:00.
— До скольки часов нужно освободить номер, например, до 12:00.

  • 7. Как проходит заселение.
— Документы.
— Можно ли заехать раньше или выехать позже, и сколько это стоит.

Гость должен сразу видеть, что он получает за свои деньги, какие траты его ждут дополнительно, и как действовать при бронировании или изменении планов. Это снижает конфликты и недопонимание.

Правила проживания в гостинице: требования закона
Условия невозвратного тарифа в отеле Tulip Inn
Условия невозвратного тарифа отеля Tulip Inn 3*: полная предоплата, и при изменении дат проживания или отмене бронирования сумма не возвращается

Условия, при которых деньги возвращаются гостю

По аналогии возврата с авиа- и ж/д-перевозками отель идет навстречу гостю и возвращает деньги:

  • 1. Если случился форс-мажор и есть подтверждающие документы.
  • 2. Болезнь гостя — нужно подтвердить медицинскими документами.

Отельеры тоже ждут легализации невозвратных тарифов. Вот что говорили разные отельеры в чате TL: Беседка об условиях, когда они возвращают деньги гостю:
Обсуждение отельерами условий возврата денег гостям в чате TL: Беседка
Пока нет четких требований закона, каждый отель сам устанавливает правила работы с отменами
  • Гостиничный юрист
    Хочу обратить внимание, что некоторые коллеги-отельеры возвращают денежные средства полностью, даже если понимают, что у них есть право на удержание, что, несомненно, увеличивает лояльность гостей.

    При этом, на мой взгляд, стоит подчеркнуть, что это ваш выбор. Это может быть и медицинская справка, и иные документы, подтверждающие невозможность приезда, например, сложности с логистикой к месту отдыха.

Зачем нужны невозвратные тарифы отелям

Гость получает скидку, если бронирует номер по невозвратному тарифу, но при этом рискует потерять деньги, если решит отменить поездку. А для отеля такие тарифы дают ряд преимуществ.

Снижение рисков от незаездов и поздних отмен

Невозвратный тариф дает отелю возможность сохранить деньги за номер независимо от того, приедет гость или нет: если гости не приезжают или отменяют бронь в последний момент, отель несет убытки.

Повышение предсказуемости загрузки

Полученная предоплата позволяет отелю более точно прогнозировать загрузку и доходность на определенные даты, что важно для планирования ресурсов персонала и закупки.

Улучшение Cash Flow

Это движение денежных средств, то есть поступление и расходы денег в отеле. Предоплата обеспечивает отель деньгами заранее, что положительно сказывается на финансовых потоках.

Снижение операционных издержек

Меньше транзакций по возвратам средств и меньше времени сотрудников на обработку отмен.

Как отелю получить предоплату: 5 причин сделать оплату по ссылке

Виды бронирования

Суть невозвратного тарифа — получение денег отелем заранее и они не возвращаются гостю. Если предоплаты (гарантии) нет, то и удерживать отелю при отмене брони нечего. Обо всем по порядку.

Гарантированное бронирование

Вид бронирования, при котором гостиница ожидает гостя до расчетного часа дня, следующего за днем запланированного заезда.
А предоплата — это конкретный способ создания этих гарантий.

Гость может оплатить свое проживание частично или полностью до даты заезда, а отель будет гарантировать, что номер гостя будет за ним закреплен.

Способы гарантированного бронирования:
— банковской картой на сайте;
— картой по ссылке;
— оплата брони частями;
— СБП — Система быстрых платежей;
— и другие.

По закону в случае незаезда гостя отель может отменить бронирование и взять с него плату за первый день, если:
— гость отменил позже, чем предусмотрено правилами отеля и подтверждением бронирования;
— гость опоздал более, чем на сутки;
— гость не приехал и не предупредил.
Согласно п. 15 постановления Правительства Р Ф от 09.10.2015 № 1085, при гарантированном бронировании отель вправе удержать стоимость не более 1 суток проживания в случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда. Остальные деньги нужно вернуть гостю.
Невозвратный тариф юридически не закреплен на сегодняшний день. Термин применяется только в среде отельеров, а по сути им может являться лишь гарантированное бронирование.

1. Выбирая этот вид бронирования, гость должен понимать риск потери денег при изменении планов, если он соглашается с правилами невозврата денег, например, ради более низкой цены.

2. Юридически подкованный гость может оспорить удержание 100%-ной оплаты через суд. Исход спора скорее всего будет в пользу гостя.
  • Гостиничный юрист
    Если гость отменил бронирование, по закону отель с него может удержать сумму только за первые сутки проживания.

    Чтобы получить бóльшую сумму, отели могут попробовать вернуть средства за понесенные отелем расходы. Однако, эти условия нужно прописать в договоре. Если дело дойдет до суда, то отелю нужно будет доказать, что в стоимость номера входят перечисленные расходы. Пока этот вариант крайне редко распространен на практике.

    При бронировании гость должен обязательно увидеть условия отмены — сколько он заплатит за простой номера, если отменит бронь.

Негарантированное бронирование

Это вид бронирования, при котором гостиница ожидает гостя до определенного часа, установленного исполнителем, в день заезда, после чего бронирование аннулируется.

Гость ничего не платит заранее. Он выбирает оплату «при заселении» или «гарантию банковской картой». Гость может отменить бронь в любой момент. Отели относятся к таким бронированиям с осторожностью, так как часто гости не приезжают, и номер простаивает.

Чтобы избежать потерь из-за простоя номера, настройте автоматическую отправку гостю письма с предложением внести предоплату за 3 дня до заезда через личный кабинет TravelLine. Данный способ оплаты работает через эквайринг нашего партнера Комфорт Букинг.
3 причины почему работает запрос предоплаты у гостя
А еще можно настроить оплату брони двумя частями. Первым этапом гость оплачивает одни сутки проживания на последнем шаге бронирования. Вторым — оставшуюся сумму по ссылке из письма за несколько дней до заезда.
Иллюстрация способа оплаты «Онлайн-оплата двумя частями»

Почему гости предпочитают гарантированное бронирование

На это есть четыре причины:

  • 1. Номер будет ждать гостя до конца первых суток заезда, даже если гость приедет ночью.

  • 2. Гарантированное бронирование, особенно с полной оплатой, фиксирует самую крупную статью расходов в поездке, и нет риска отказа банковской карты при оплате.

  • 3. Когда гость заранее оплачивает бронирование, он воспринимает это как завершенное дело и меньше переживает, например, «А вдруг не будет номера?» или «А вдруг что-то пойдет не так?».

  • 4. Он может спокойно сосредоточиться на отдыхе или работе, не думая о неоплаченных счетах.
После брони с предоплатой забываю про поиск жилья. Не надо помнить про оплату на месте, бояться, что карту не примут. Приехала — ключи в руки и заселяться. Идеально!
Анна Грицкевич
Путешествует пять раз в год

Законно ли вводить невозвратные тарифы

Сейчас невозвратные тарифы в гостиничной сфере — это распространенная практика без четкой правовой базы, регламентированных условий возврата, при которых деньги гостю не возвращаются, или при которых наступает ответственность сторон.

Гости могут оспаривать решение отеля о невозврате денег. Будущий законопроект должен поменять правила игры.
Предварительные условия, при которых средства за невозвратный тариф должны быть возвращены гостю.

Данные собрали в более ранних версиях законопроекта и общепринятые в подобных регулированиях в авиа- и ж/д-перевозок.

  • 1. Болезнь гостя. Для подтверждения потребуется официальная медицинская справка из лечебного учреждения, подтверждающая заболевание и невозможности путешествовать.

  • 2. Форс-мажорные ситуации.
— Смерть гостя. Для подтверждения потребуется свидетельства о смерти.

— Тяжелая болезнь ближайшего родственника гостя, требующая его немедленного присутствия и ухода. Подтверждение — медицинские документы.

— Смерть близкого родственника гостя. Вероятно, что будет применяться стандартное определение ближайших родственников. Ключевой момент — родственник должен быть включен в данное бронирование. Для подтверждения потребуется свидетельство о смерти родственника.

— Призыв на военную службу или мобилизация гостя. Подтверждение — официальный документ о призыве из военкомата.

— Судебные решения, обязывающие туриста присутствовать в определенном месте в даты поездки. Подтверждение — судебная повестка или решение.

— И другие случаи.

! Окончательный юридически обязательный перечень форс-мажорных обстоятельств и условий и точный перечень требуемых документов по каждому случаю будет утвержден Минэкономразвития РФ.

Что можно сделать сейчас

Пока ждем новый закон, обезопасить и упростить работу с невозвратными тарифами в отелях можно так:

  • 1. Прописать условия невозвратного тарифа в договоре с гостем и правилах проживания. При бронировании гость должен обязательно увидеть условия отмены — сколько он заплатит за простой номера, если отменит бронь.

Как отелю заключить договор оказания гостиничных услуг

Условия невозвратного тарифа в разделе «Спецпредложения» на сайте отеля «Алгоритм»
Отель «Алгоритм» дополнительно указывает условия невозвратного тарифа в разделе «Спецпредложения» на сайте

***

В России пока нет официального закона, который полностью разрешает невозвратные тарифы в отелях. Сейчас рискованно брать полную оплату вперед — закон ограничивает удержание денег максимум за один день проживания. Когда новые правила вступят в силу, невозвратные тарифы станут законным и удобным инструментом для отелей и гостей.
Работайте с нами
Чтобы работать с инструментами TravelLine, оставляйте заявку, и мы с вами свяжемся.
Редактор: Алла Щеглова.

Упоминая в этой публикации Meta, Facebook и Instagram, сообщаем, что они признаны экстремистскими организациями
и их деятельность запрещена на территории РФ.

Похожие статьи

Депозит в отеле: как правильно им управлять и что нужно учитывать

...
,
30 апреля 2025

Защита персональных данных в гостинице: что нужно знать отельеру

Как работать с защитой персональных данных в гостинице: пошаговое руководство от юриста
...
,
18 июля 2025

Заселение в отель: как TL упрощает и автоматизирует процесс от бронирования до входа в номер

В статье расскажем, как автоматизировать заселение гостя в отель от момента подтверждения брони до е...
, ,
17 апреля 2025

Должностная инструкция администратора гостиницы

...
09 июля 2025

Требования к гостиницам категории 5 звезд

В статье разбираем требования в пятизвездочном отеле к сервису, номерам и инфраструктуре с экспертом...
,
23 апреля 2025

Какие документы нужны для открытия гостиницы в 2025 году: список и примеры типичных ошибок в оформлении

Разбираем актуальный список документов и типичные ошибки при их получении и оформлении с гостиничным...
,
19 марта 2025

Подпишитесь на блог TravelLine

Первым читайте статьи об онлайн-продажах, рабочих инструментах отельера и работе с инструментами TravelLine. Будем отправлять свежие статьи от экспертов прямо в день выхода, а вы легко их прочтете на любом устройстве.
Подпишитесь на блог TravelLine
Подпишитесь на рассылку сейчас и получите подборку статей по работе с соцсетями.
Подписка на блог
Подпишитесь на блог и получите подборку статей по работе с соцсетями.